Чем машина каршеринга отличается от обычной?

В начале 2010-х на российский рынок пришли первые сервисы каршеринга. Многие восприняли их как очередной виток развития проката автомобилей и не заметили, как на наших глазах в стране появился новый вид городского транспорта.

Самые популярные операторы каршеринга в России — BelkaCar, «Делимобиль», «Ситидрайв» и «Яндекс Go».

Раньше для аренды автомобиля нужно было ехать в пункт проката, готовить наличные и надеяться, что состояние автомобиля будет адекватным. Тарифы были негибкими, а условия аренды у каждой компании были разными, из-за чего приходилось внимательно изучать договор.

Каршеринг предложил альтернативу: автомобили стали доступны прямо на улицах, аренда — через мобильное приложение, а все документы подписываются онлайн. Эта лёгкость возникла благодаря «умным» технологиям, встроенных в машины каршеринга, чего не могли предложить традиционные прокатные авто.

Часть 1. Техническое устройство и контроль

«Умные» системы внутри­

Автопарк каршеринга в основном состоит из популярных в России моделей западных, азиатских и отечественных производителей.
Их внутреннее устройство и особенности широко известны, что, казалось бы, должно сделать арендуемые машины идеальной мишенью для угонщиков. На практике автомобили каршеринга сильно отличаются от обычных внутри.

Основное отличие — блок телематики. Он подключается к CAN-шине автомобиля: посреднику между датчиками машины и бортовым компьютером. За счёт этого оператор каршеринга может собирать различные данные о состоянии авто: положении АКПП, уровне
и температуре масла, положении переключателя света фар, температуре в салоне, уровне топлива, положении дверей и многом другом.
Обычно используется более 50 параметров.

Если машина не собирает нужную информацию по умолчанию, к телематике могут подключить сторонние датчики. Питается блок от АКБ автомобиля, но у него также есть своя батарея — чтобы проработать ещё некоторое время, даже если штатный аккумулятор машины сядет.

Для передачи данных оператору используется мобильная связь: в блок чаще всего устанавливается сразу две SIM-карты, на случай, если одна будет недоступна, и дополнительный блок GPS/Глонасс для определения местоположения. Все данные передаются в зашифрованном виде.

Телематика также связана с управлением машиной. Никто не даёт пользователю в руки ключи: чтобы открыть двери и завести авто, нужно воспользоваться мобильным приложением, которое работает через платформу каршеринга. Через неё подтверждается личность пользователя по документам при регистрации, а также проводится оплата поездки.

Техническое обслуживание­

Крупнейшие операторы каршеринга сегодня — «Делимобиль», «Ситидрайв», «Яндекс Драйв» и BelkaCar. Они не просто покупают машины, но и тщательно следят за их внешним и внутренним состоянием, заключая партнёрства с дилерами и производителями.

Техническое обслуживание автомобили каршеринга проходят регулярно в соответствии с регламентом производителя каждого конкретного автомобиля. Для этого сотрудники сервисов отвозят машины на собственные СТО и к сертифицированным партнёрам.

Наконец, автомобили регулярно моют и заправляют специалисты, а за состоянием автопарка следят централизованно: если на ТС поступила жалоба, его может быстро проверить и на месте квалифицированный механик. Если проблема небольшая — машину починят прямо на месте.

Благодаря этому автомобиль каршеринга может быть куда безопаснее обычной частной машины, которую обслуживают «когда придётся».

Важно отметить, что сам парк каршеринга у основных операторов состоит преимущественно из новых автомобилей. За внешним и внутренним состоянием машин тщательно следят, а принадлежность к сервису обозначается аккуратной оклейкой с символикой компании.

В среднем одну машину в столице сегодня арендуют 5-6 раз в сутки, что снижает общую нагрузку на дороги. Человек может даже не приобретать себе собственный автомобиль, если живёт в большом городе. Машины сервисов в Москве соответствуют экологическому классу Евро 5, и сервисы постепенно «подтягивают» к этой планке 
и регионы.

Часть 2. Каршеринг в городе

Юридическая ответственность­

Бизнес строится на расчёте и избегает риска. Это в полной мере относится и к сервисам каршеринга. Договоры операторов с пользователями чётко разделяют права и обязанности. Если человек нарушит ПДД, сервис заплатит штраф, после чего выставит счёт пользователю. Просто так взять машину и устроить гоночный заезд по городу не получится.

Для регистрации в самом сервисе нужно предоставить не только водительское удостоверение, но и снимок лица. Сделать его повторно сервис может попросить в любой момент, и особенно в случае подозрительных действий: например, смены устройства. Так каршеринг проверяет, что доступ к аккаунту не получил кто-то другой.

Наконец, сервисы напрямую сотрудничают с местными властями и правоохранительными органами в городах присутствия. Это позволяет быстро выявлять злостных нарушителей правил и привлекать их к ответственности.

Правила операторов­

Правила каршеринга не ограничиваются ПДД. Сервисы внимательно следят за тем, как пользователи ведут себя за рулём. За особо злостные нарушения водителя могут полностью заблокировать в сервисе: например, если он передаст управление другому человеку во время своей аренды. Но за поведением пользователя также следят даже в мелочах. За агрессивное вождение можно получить не только понижение рейтинга, но и штраф. Так сервисы берегут состояние своих машин и безопасность других участников дорожного движения.

Эти меры приносят результат: каршерингу доверяет 41% москвичей. Каждый восьмой житель столицы уже пользуется этой услугой или рассматривает её как вариант. Для 9% пользователей это вынужденная необходимость, а 3% утверждают, что никогда не владели собственным автомобилем.

За более мелкие проступки предусмотрены штрафы. В основном они касаются отношения к машине.

Во всех сервисах запрещено:

  • Оставлять мусор: салфетки, бутылки и другое;
  • Наносить ущерб автомобилю, пачкать и портить авто снаружи и в салоне, курить и парить;
  • Уносить с собой держатели, коврики;
  • Использовать машину в коммерческих целях.

Отдельно хочется выделить отношение к неправильной парковке. За неё пользователь получит не просто штраф: ему придётся оплатить
из своего кармана эвакуацию машины. Представители каршеринга постоянно перевозят машины между разными локациями и контролируют, чтобы их ТС не мешали проезду других авто и проходу пешеходов.

Ознакомиться с конкретными правилами можно в приложениях или на сайтах каршерингов: «Делимобиль», «Ситидрайв», «Яндекс Драйв», BelkaCar.


Рекомендации

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 27 мая по 3 июня

Whoosh показал «умный» IoT-модуль с голосовыми подсказками, VORON запустил поминутный «каршеринг с водителем», а Яндекс.Драйв и Делимобиль обновили тарифы: теперь — с рассрочкой и выкупом авто. Кикшеринги начали оценивать пользователей по рейтингу, как в такси, а в Ростове появились новые парковки для СИМ

Трушеринг

Перейти на сайт

Блогер-урбанист разобрал, что не так с регулированием городской мобильности в России

В своём видео блогер рассказал о том, что во всех бедах виноваты вовсе не самокаты и самокатчики, проблема непосредственно в городах и в том, что всё пытаются решить запретами

Дайджест. Главные события городской мобильности с 14 по 21 мая

Делимобиль обновил совет директоров и открыл собственную СТО, Велобайк добавил новые режимы и страховку, а продажи личных СИМ в России выросли в 1,5 раза. Яндекс предложил легализовать роверов-доставщиков, а кикшеринги в Казани набрали 380 тысяч поездок с начала сезона

Международный дайджест. Главные события городской мобильности в Европе и мире с 16 апреля по 16 мая

Каршеринг в Европе медленно растёт, а флот впервые стал менее ограниченным по парковке. В Афинах начали упорядочивать хаос с кикшерингом, в Мадриде заговорили о «варварстве» личных авто. В Швеции фиксируют рост травматизма, тогда как в ЕС в целом риск получить травму при поездке на СИМ продолжает снижаться благодаря инфраструктуре и контролю

Юлия Цай

Ночной запрет на электросамокаты в Екатеринбурге. Что думают жители города и урбанисты?

В Екатеринбурге предложили запретить аренду электросамокатов с 23:00 до 06:00. Инициатива ГИБДД направлена на предотвращение ДТП и ограничение доступа к самокатам для пьяных водителей. Мы собрали мнения экспертов в сфере транспорта, урбанистов и местных жителей, чтобы разобраться, к чему могут привести такие меры, и действительно ли они сделают город безопаснее

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 6 по 13 мая

Госдума утвердила закон о локализации машин в такси, вводящий новые требования к включению авто в реестры. Сервисы шеринга успешно прошли проверку устойчивости при отключении интернета в праздники. А лидерами по темпам роста велоинфраструктуры стали Красноярск, Томск и Тюмень — Москва же лидирует по километражу, но не по динамике

Дайджест. Главные события городской мобильности в России с 29 апреля по 6 мая

Кикшеринги предлагают верификацию через Госуслуги, Делимобиль отчитался о росте автопарка и пользователей, а Минпромторг готовится субсидировать зарядные хабы. Яндекс Go проанализировал, как майские праздники меняют спрос и цены на такси

Дайжест

главных событий городской мобильности


Рассылка дайджеста

Подписаться на рассылку журнала

Оглавление